Кор, брат Вэрки (miiir) wrote,
Кор, брат Вэрки
miiir

08.04.2015. Восьмое Апреля!

Народы! Всех, кто вспомнил и отпраздновал Восьмое Апреля, День Изгнанного Журналиста, - с прошедшим праздником!

В этом году я его не праздновал, хотя и мог бы.
Причём мог бы не только в качестве церемонимейстера.

[Всё-таки отпраздновали!]
UPD: Зато были и другие, красные церемонимейстеры! Один Роман Осьминкин чего стоит!

Доброго дня или ночи, уважаемые товарищи и друзья!
Приглашаю вас на свою открытую лекцию в рамках педагогической практики в Российском Институте истории искусств, что по адресу Исаакиевская пл., д. 5.

В среду 8 апреля в 14.00 в Белом зале РИИИ состоится открытая лекция аспиранта сектора актуальных проблем художественной культуры РИИИ Романа Осминкина «Партисипаторное искусство: коллективный перформанс в эпоху индивидуальной рецепции».

Если художники исторического авангарда стремились завладеть умами масс в буквальном смысле, то есть напрямую обращались к коллективному телу общества с требованием полной трансформации его чувственных а вместе с ними и социальных оснований, то современное искусство, обжегшись на массовости и упреках в инструментализации тоталитарными идеологиями 20-го века, давно снизило пафос переустройства мира, локализировав поле своего «прямого действия» до акций, перформансов, ри-энакментов реальных событий, праздников, исследований и педагогических проектов, вовлекающих зрителя (который перестает быть зрителем и становится со-участником) в творческий процесс.
Волна нового запроса на коллективную (со)рецепцию возникает и переживает бурный рост во время перехода ведущих мировых экономик на нео-либеральные рельсы в 70-90-е годы, сопровождаемого господством креативных отраслей (культуриндустрия) с их культом свободной (непостоянной) занятости и все нарастающей индивидуальной атомизацией.
Сегодня, мировая теория искусства активно пытается осмыслить феномен «партисипаторного искусства», или искусства участия. Так, американская исследователь Клэр Бишоп в своей книге «Искусственные ады: партисипаторное искусство и политика зрительства» (2011 г.) создает исторический нарратив и выстраивает хронологию партисипаторных практик в искусстве, возводя последние к ранним футуристическим и дадаистским опытам и заканчивая современными экспериментами в новых медиа. Бишоп разделяет партисипаторное искусство по видам и способам вовлечения аудитории, по задействованным медиа, а также по поставленным целям на аффирмативные, альтернативные, исследовательские, образовательные, терапевтические и др. проекты.
Таким образом, партисипаторное искусство, наследуя утопическому вектору «прямого обращения к массовой аудитории» первых авангардов, в то же время само инспирировано коллапсом невозможности такого «растворения в со-творчестве». Своему ложному снятию (в дизайне и культуриндустрии) такое искусство предпочитает интенсификацию во времени и пространстве, точечную критику, строительство альтернативных институций и формирование малых сообществ (групп участия). Но даже лучшие примеры партисипаторного искусства остаются в подчиненном положении от сложившихся условий ре-презентации, авторства и способов эстетизации. И все-таки, парадоксальным образом искусство участия, как паллиатив в условиях социальной разобщенности и неравенства, закладывает горизонты собственного преодоления (феномен пост-партисипаторности). Такая утопическая перспектива позволяет заново осмыслить социальное целое, как переживаемое индивидом непосредственно (а не опосредованное в эстетической форме), а в виде новой культурной доминанты выдвинуть проект «коммунальной ассоциации» (Ф. Джеймисон).

В лекции будут использованы материалы из книги Клэр Бишоп «Искусственные ады: партиципаторное искусство и политика зрительства» (2011 г.), видео и фото документация различных коллективных перформансов, акций и проектов из каталога выставки «Перформанс в России: картография истории» (МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУСCТВА «ГАРАЖ». 2014), а также информация из свободных интернет-источников.

Буду рад всех видеть. С уважением, Р.О.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments