Кор, брат Вэрки (miiir) wrote,
Кор, брат Вэрки
miiir

02-03.01.2016. Жаль недосмотренного телесериала...

Обидно, когда какой-то телесериал начинается – и обрывается на середине, а ты уже к нему привык.
Сегодня у меня было именно так.

Сначала я смотрел сериал урывками, небрежно, и действие его не складывалось в единое целое. Кто-то смотрит в бумаги и говорит «Невозможно»! Матовые синеватые стены огромных корпусов, балконы с закруглёнными краями, скруглённые углы с подсветкой изнутри. Мальчик показывает на двух подростков, с мотоциклом и без: «Вот они! Это они зав мной гнались! Рыжий – на мотоцикле – а второй на машине, которая лежит перевёрнутой на нижнем этаже!», но как только взрослый поворачивается – парни растворяются в воздухе; разбитая машина внизу тает на глазах у телезрителя. Воспитательница в синевато-белом склоняется над девочкой, девочка в той же одежде – над металлической конструкцией. На тропинке, окруженной дрожащими лиственными деревьями, перед детьми, только что пугавшими друг друга страшными историями, возникает фигура рокера с немытыми волосами. Офицер вбегает к генералу: «Нам привезли ещё две пирамидки! Быстрее!» Пшеница на поле начинает скручиваться в кольца и строить из се6бя винтовую лестницу в небо.

Действие происходит в Америке на каком-то из витков Холодной Войны. Во всей стране начинают появляться маленькие загадочные пирамидки. На самом деле это прозрачные металлические рамки-гексаэдры с гроздьями неподвижных шариков внутри, но издалека они выглядят как две пирамидки, поставленные друг на друга. Возможно, они – средства связи, которые забрасывает людям параллельная цивилизация в зыбкой надежде на контакт. Возможно, это измерительные приборы для исследования человечества. Возможно – оружие массового уничтожения, до поры до времени не активированное. Впрочем, на месте параллельной цивилизации я сам соединил бы в пирамидках все три функции: даров (чтобы обрадовать, изумить и ошеломить соседа), средства связи (чтобы выслушать ответную реакцию соседа и понять, на что он способен и чего хочет) и оружия (на случай, если сосед окажется страшен).

Пирамидки способны нарушать физические законы, создавать пространственные и временные парадоксы, искажать память и читать мысли, творить невообразимые чудеса. Однако каждая пирамидка может только что-то одно, и на то, чтобы выяснить её свойства, могут уйти годы. Запустить пирамидку можно только телепатически, да и то – не всегда: чудо есть чудо. Поскольку телепатические способности у людей отмирают по мере взросления, общаться с пирамидками могут только дети. Для того, чтобы что-то получить от пирамидки, взрослый должен использовать ребёнка.

Они и используют. В маленьком американском городке построен огромный и тщательно охраняемый исследовательский комплекс. Туда свозят все найденные пирамидки, туда же приглашают всех детей, обнаруживших телепатические способности. Всё это контролируют военные, и горожане не возражают: ведь именно в этом городке впервые возникла секта пирамидопоклонников, которые ещё детьми получили от пирамидок сверхспособности – и до своего совершеннолетия держали в страхе весь город. Многие сектанты пойманы и содержатся в том же исследовательском центре, но кто-то остался на свободе, и у учёных нет полной уверенности, что у них изъяли все собранные ими пирамидки.

Становится известным, что у Советов на другом конце мира тоже появляются такие же пирамидки, и их использование наверняка внесёт коррективы в сценарий будущей ядерной войны между США и СССР. Поговаривают, что у коммунистов целых два исследовательских института по пирамидкам, а кроме них – бронепоезд, в котором Карло с помощью одной из пирамидок изготавливал «шкатулки времени». В любом случае, исследовать пирамидки нужно как можно быстрее, результаты исследования – засекречивать, а пирамидки, детей и пойманных сектантов – охранять день и ночь. Один из эпизодов сериала связан с тем, что начальник безопасности института, недовольный мизерностью вверенной ему охраны, специально устраивает диверсию: подговаривает девочку с пирамидкой растворить одну из стен института и открыть туда дорогу, а потом – поднимает по тревоге свою охрану и демонстрирует ей её бессилие против диверсанта с пирамидкой. Охрана арестовывает начальника охраны и девочку, поскольку слабость охраны тоже следует засекретить.

Самое ценное в этом сериале – атмосфера хрупкости. Судьба страны и мира зависит от вещей совершенно непредсказуемых: от реакции детей, от реакции пирамидок, от реакции безумцев-маньяков, а главное - от воли самих пирамидок, по-прежнему непостижимых. Главная эмоция в нём – страх. Военные боятся не успеть, боятся учёных, боятся инопланетян, боятся полагаться на детей, боятся сектантов, боятся самих пирамидок – и вообще боятся больше всех. «И ещё. Вы сможете снабдить взрывателями все сейфы, где хранятся пирамидки? На случай, если они попадут не в те руки?» – «Это безумие. После таких слов полагаю, что они уже попали не в те руки!» Учёные боятся военных, но не очень сильно, а больше боятся воспитателей детских групп. Воспитатели боятся, что пирамидки питаются личностью ребёнка-телепата и закономерно приводят его к безумию, в котором он окажется страшнее сектантов, выросших из прошлого поколения детей и потерявших контроль над городком лишь после взросления и утраты телепатических способностей. Дети боятся оказаться ненужными взрослым и подвести их, не суметь договориться с пирамидками и выполнить данные учёными задания. Для того, чтобы меньше бояться этого, дети пугают друг друга сектантами, но бояться сектантов не получается: странно бояться самих себя и подобных себе. Лишь про пирамидки неизвестно, кого боятся они, но один мальчик-телепат в ответ на вопрос, почему его пирамидка не работает, отвечает: «Она… боится». Видимо, они тоже боятся. Людей. Всего человечества, которое предстаёт перед ними не в лучшем виде.

Удобно использовать мотив страха, когда весь сериал – триллер, достойный наследник «Твин Пикса» (а возможно – не только Линча, но и Тарковского). Страх не вполне такой, как в игре «Patalogic», восходящей к игре «Мор. Утопия» (которая, в свою очередь, восходит к драме «Город в степи»), но близость миров ощутима. Однако сказать, что сериал – про страх, будет натяжкой. Сериал – про психологию, про тонкость и хрупкость человеческой души. А главное – про хрупкость доверительных отношений между людьми, про невозможность и фантастическую чудесность понимания.

На четвёртой серии, со взломом стены института, сериал оборвался. Было понятно, что в нём ещё множество серий, но в этот момент я проснулся.
Теперь мне этот сериал уже не досмотреть. Ну, разве что я сам его сниму.

PS: Или попросить Ксению, известную любительницу экстремальной режиссуры?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment