Кор, брат Вэрки (miiir) wrote,
Кор, брат Вэрки
miiir

Category:
  • Music:

Апология Стефании Даниловой.

Знаменитую поэтессу Стефанию Данилову обвиняют в том, что для победы в поэтическом конкурсе она подтянула все свои резервы; всех своих друзей и знакомых, даже шапочных; всех своих подписчиков. Обвинения исходят либо от завистников, которые не могут смириться с популярностью Стефании, либо от людей, далёких от Поэзии, либо от самих сетевых знакомцев Стефании, обиженных тем, что та вспоминает их лишь раз в три-четыре года, перед премией. Большая часть этих обвинений абсурдна, и опровергнуть их не составляет никакого труда!

Скажут, что стихи должны говорить сами за себя? Что недостойно подтягивать своих поклонников, уже сделавших выбор, голосовать наравне с людьми, которые читали всех участников конкурса и выбирали между их стихами осознанно? Скажут, что нельзя влиять на выбор жюри, а жюри в этом случае - все читатели разом? Но ведь орудие поэта - Слово. Всё, что поэт сделал Словом, законно. Поэт может и должен уметь побуждать, убеждать, вести за собой. Чего стоит поэт, не способный убедить своих почитателей даже проголосовать не глядя в каком-то конкурсе? Голосовать за себя Стефания Данилова убеждала словами, то есть - Словом. Кто упрекнёт её в том, что она не зарифмовала эти уговоры? Кого нужно упрашивать сонетами и мадригалами? Кого нужно просить о такой мелочи в стихах?

Стефания сделала больше: для каждого из тридцати тысяч своих почитателей и семи тысяч френдов она нашла разные слова, чтобы убедить каждого поддержать её в конкурсе. Из десятка моих сетевых виртуалов личные и прочувствованные письма от Стэф получили трое, и аргументы для всех трёх моих ипостасей были разные: одного меня Стефания заклинала старой дружбой, другому мне обещала на выигранные деньги провести фестиваль "День Поэзии" в Петербурге и тем самым прославить Город, у третьего меня просила справедливости, сетуя на нечестные приёмы своих оппонентов и предвзятость судейства. К каждому из моих виртуалов Стэф нашла подход, и нет основания думать, что к реальным, живым людям она была менее чутка.

Однажды в Москве, перед 2014 годом, Стефания написала трём сотням своих поклонников настоящие бумажные письма, чернилами по бумаге. Для людей, привыкших копипастить, этот поступок невероятен, но это - было. Если слухи справедливы, то этот поступок Стефании - вершина не только её творчества, но и всей современной поэзии: живое воплощение манифестов "респонтивизма", призывавших писать не для абстрактных или мёртвых, а для живых, которые могут ответить на твоё произведение - и которым ты можешь ответить своим произведением:
https://vk.com/wall417277476_22224 Так родилась "Фабрика Писем", которую Стефания проводила уже трижды. Поэтому я верю, что Стэф и сейчас обратилась к каждому лично. Другой поэт на её месте нанял бы спичрайтеров и эсэмемщиков, а она просто любит писать письма! На такое способны только фольклористки старой школы, которые поздравляют деревенских бабушек с каждым Рождеством - даже если видели их в экспедиции один раз, много лет назад. От этих писем - теплее, а потому они - ценнее любых изысканных текстов.

Скажут, что поэт, умеющий писать письма, может обойтись и вообще без стихов? Но ведь это изначально не "конкурс стихов", а "конкурс поэтов", огромная разница: https://vk.com/wall417277476_22152 Что общего между поэтами и стихами? От поэтов ждут зрелища, сюжета, накала страстей. Поэтов запрягают, как коней, и публика на ипподроме ликует, ставя то на одну, то на другую колесницу. Вот конь рыжий, "деньги", вот конь чёрный, "гнев", вот конь бледный, "наркота", вот конь белый, "разврат". Зрители хотят видеть, кто из коней придёт к финишу первым! Зрителям плевать, пишут ли кони стихи. Кони дают им больше, чем стихи; кони объединяют всех болельщиков своего цвета в единое целое, в многорукое и многоногое существо с единой волей. Именно ради этой радости единения, а не ради стихов, люди ходят на ипподромы.

Если бы организаторы конкурса хотели провести "конкурс стихотворений", а не "конкурс поэтов", они ввели бы в правила простое и ясное условие: анонимность текстов. Что может быть проще? Анонимные состязания проводились в самых экзотических формах: https://vk.com/wall417277476_22174 Конкурс "неподписанных стихов", который будут судить "по гамбургскому счёту", ни для кого не станет новостью. Стихотворение, подписанное уже знаменитым поэтом, меняет не только свой вес и свои шансы на выигрыш: оно иногда меняет и собственный смысл! Конкурс, на который поданы подписанные стихотворения, обречён стать "конкурсом поэтов", а не "конкурсом стихов", местом состязания болельщиков, а не стихотворцев. Устроителям премий нужны не стихи, а скандалы: сделать стихи поэтов своими - трудно, а сделать славу поэтов своей - просто.

Скажут, что рейтинг - дело, недостойное настоящего поэта, служителя чистого искусства? Но давайте выясним, кто лучше представляет Поэзию: "рейтинговые поэты" - или "поэты-любители"? В шахматах, например, есть столь же чёткое деление на "рейтинговых шахматистов", которые регулярно играют в турнирах и живут завоёванными премиями, и "шахматистов-дилетантов", которые играют лишь на досуге. Бывают редкие случаи, когда вторые обыгрывают первых, но в целом картина ясна. Более того: когда называют человека "шахматистом", имеют в виду, что он "рейтинговый шахматист", а не просто "любит играть в шахматы". Так и с поэтами: "рейтинговые поэты", как и "рейтинговые шахматисты", приближаются к профессионалам в своей сфере, и поэтому "поэтами" чаще всего называют именно "рейтинговых поэтов".

Скажут, что Стефания Данилова напрасно чернила Анну Долгарёву, Лемерт, в письмах своим друзьям, обвиняя последнюю в попытках завоевать премию не-совсем-словом? Но Лемерт первая оскорбила Данилову, намекнув на отсутствие у Стефании ресурса, которым сама Лемерт располагала. Долгарёва не могла не знать, что бьёт по больному. Стефания и раньше впадала в ярость и устраивала холивары по этому поводу, неужели Долгарёва не рассчитывала на это? Стефанию спровоцировали.

Скажут, что та же Долгарёва обвинила Стефанию в использовании платной рекламы "Вконтакта"? Видимо, на этот раз Лемерт болезненно восприняла отсутствие у себя другого ресурса, "денег", которым располагала Данилова. Обвинение абсурдно даже с финансовой точки зрения: за третье место дают 50 000 рублей, за второе - 100 000 , за первое - 150 000, а реклама "Контакта" стоит около 50 000. Какой смысл тратиться на рекламу, чтобы перескочить с третьего места на второе - и едва-едва покрыть расходы на этот прыжок? Подозревать Стефанию в такой коммерческой операции может лишь тот, кто сам с деньгами дела не имел.

Скажут, что поэтическая премия - не выборы президента, на которых кандидат, выходящий из гонки, передаёт голоса своих избирателей одному из лидеров в обмен на важный пост в будущем правительстве; что почитателей поэзии нельзя "взять и передать" другому поэту: стихи первого они, дескать, "любят", а стихи второго, дескать, "не любят"? Но ведь Лемерт согласилась отдать свои голоса Стефании лишь после упорной борьбы - и лишь потому, что уезжала в лесной поход, а из леса невозможно подтягивать новых и новых друзей по Сети для голосования. Ещё день назад спор Стэф и Лемерта напоминал спор Злата и Булата: "всё куплю сказало злато всё возьму сказал булат", но если до альянса Долгарёва обвиняла Стеф в том, что та покупает всё и всех, то после альянса это обвинение больше не прозвучит.

Скажут, что Стефания Данилова закрыла дорогу юным дарованиям из провинции: им, дескать, премия дала бы шанс "издать свой сборник и прославиться". Очнитесь! Сама Стефания ещё не стара, она родилась в Сыктывкаре 16 августа 1994 года! Если в пантеоне русской поэзии обязательно должно быть представлено какое-нибудь "юное дарование из провинции", то Стэф может с успехом играть эту роль сама ещё десятки лет. Кресло "самородка из глубинки" в паноптикуме Русской Поэзии надёжно занято ещё лет на (импера)тридцать.

Спросят, чем отличается голосование сетевых друзей сетевого поэта от выборов дочки Алсу в проекте "Голос. Дети"? Разница огромна! Если за дочь Алсу голосовали SMS-ками заводские рабочие, которые вовсе не слышали её пения, то за Стефанию голосовали люди, у которых была возможность прочитать стихи Стефании перед голосованием. Кроме того, заводские рабочие голосовали под угрозой увольнения, а Стэф никому не угрожала, не могла причинить вред, не могла что-то отобрать. Напротив: в случае выигрыша она обещала подарить горожанам очередной фестиваль "День Поэзии" на все выигранные деньги. Аргументы "Если денег не будет, то и Дня Поэзии не будет!" и "Если деньги будут, то и День Поэзии будет!" отличаются кардинально, как слова "дать" и "отобрать".

В любом случае, бесконечные #СтебанияДаниловой уже ни к чему не приведут: голоса отданы и посчитаны, и теперь даже сами голосовавшие не смогут их отозвать.

Слухи о том, что организаторы конкурса собираются посчитать "накрутку голосов" и дисквалифицировать всю тройку лидеров, ещё не подтвердились. Даже если они дисквалифицируют не всех троих за "накрутки" (накрутки доказать затруднительно), а лишь двоих финалисток за "сговор" с передачей голосов друг другу (сговор доказывать не нужно вообще), то это похоронит репутацию премии. Организаторы не могут не понимать, что обеим поэтессам уже нечего терять: они вычерпали свой электорат в надежде на победу, и обратного пути к "тёплому, ламповому существованию" для них уже нет. Поклонники простят, что их использовали ради победы, но - не простят поражения. Поэтому обе поэтессы объединят оставшиеся ресурсы и двинутся крестовым походом не только на премию, но и на всю Москву, развращённую и продажную, чтобы отомстить ей за то, во что она их превратила.

Вы сами построили ипподром - и теперь требуете нравственности не от себя, а от коней на этом ипподроме? Вы - часть системы, в которой славу завоёвывает не автор текста, а вождь болельщиков! Вы кричите, чтобы кони бежали быстрее и быстрее, ломая друг другу ноги и колесницы, а когда кони забрызгали грязью и вас самих - вы переводите стрелки на несчастную сыктывкарскую поэтессу? Стыдитесь! Стэф выиграла по тем правилам, которые установила не она. Вина за эти правила лежит не на "первом ученике", а на учителях. На всех "до последнего учителя"!

Поэтические конкурсы нужны. Почему нужны? Потому, что о них все говорят. Ненужное быстро забывают, нужное - никогда. Надо ли что-то менять в поэтических конкурсах? Если надо, то кому? Всех всё устраивает. В замкнутом сообществе происходят те же процессы, что и в обществе целиком, разве что чуть-чуть помедленнее. Поэтому я не стал бы менять в нынешних поэтических конкурсах почти ничего. Разве что стихи бы я из поэтических конкурсов исключил (из почтения к стихам). А вот поэтов - оставил бы!

Tags: #СтебанияДаниловой
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments